Хайкоу стал городом сравнительно недавно - в 1926 году.

Но пусть эта дата не вводит Вас в заблуждение: первый военный гарнизон был размещён в этом районе Хайнаня правительством Китая (на тот момент - династии Хань) в 110 году до нашей эры!

Долгое время самой большой напастью Южно-Китайского моря были пираты. Поэтому столь важный объект, как административный центр острова, разместили на небольшом расстоянии от береговой линии, чтобы исключить внезапный пиратский набег. Столица острова в те времена называлась Цюншань, а с Х века нашей эры порт этой столицы впервые получил название "Хайкоу".

В 1926 году город-порт был впервые выделен в отдельное муниципальное образование, а в 2002 году разросшийся Хайкоу поглотил свою прежнюю метрополию Цюншань - теперь это один из районов Хайкоу.

На протяжении более чем тысячи лет порт Хайкоу был важнейшим пунктом на морском маршруте Великого Шёлкового Пути. В 1395 году административное ядро порта было опоясано каменными стенами, за которыми надёжно были укрыты от набегов пиратов и недругов портовые службы. Стены простояли 550 лет, и только в 1926 году были снесены для модернизации города.

Но, возможно, самой важной для процветания Хайкоу стала тенденция массового возвращения сюда так называемых "хуацяо" - этнических китайцев, родившихся или долго живших за границей, прежде всего в странах Юго-Восточной Азии. Свободно говорившие на иностранных языках и прекрасно ориентирующиеся в международной торговле, "хуацяо" увидели уникальный случай достичь процветания в Хайкоу.

Интересно, что в ставших привычными для "хуацяо" городах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Сингапуре, существовали правила, регламентирующие минимальную ширину улицы (с учётом тротуаров).

Это послужило причиной рождения уникального стиля градостроительства - застройки "домами-наездниками" (кит.: 骑楼 - "цилоу"). Дома строились следующим образом: расстояние между первыми этажами домов, занимающими противоположные стороны улиц, выдерживалось по регламенту. Но никто не регламентировал расстояние между вторыми и выше этажами. Поэтому эти этажи "сидели" ближе друг к другу, опираясь на вынесенные за периметр первого этажа колонны. Кстати, основание второго этажа, вынесенное вперёд, решало ещё одну проблему: создавало столь приятную в тропических странах тень над тротуаром. Именно этот стиль застройки "хуацяо" привезли с собой в Хайкоу. В городе до сих пор существует несколько кварталов "цилоу". В последние годы эти кварталы один за другим реставрируются, образуя туристическую достопримечательность с непередаваемым колоритом. Для ещё большего эффекта погружения в атмосферу конца XIX - начала XX веков в пешеходном сегменте "цилоу" (движение автотранспорта здесь запрещено) возведено немало скульптурных композиций в человеческий рост: одна - сценка, где европейский закупщик торгуется с китайским купцом; на другой - мама помогает прихорашиваться местной красавице, на третьей - шаловливые китайские малыши тянут повозку рикши... Китайские и иностранные туристы привозят домой из этих районов немало прекрасных фотографий.

Новейшая история Хайкоу началась в 1988 году, когда Хайнань выделился в отдельную провинцию из материковой провинции Гуандун. Одновременно Хайнань получил статус самой большой во всем Китае свободной экономической зоны. Став столицей нового образования, Хайкоу сразу привлёк внимание инвесторов и застройщиков. Территория и население города за это время выросли в разы. До неузнаваемости изменился и облик Хайкоу. Сегодня его все чаще сравнивают с другим современнейшим островным китайским городом - Гонконгом. Но, конечно, Хайкоу - это уникальная тропическая столица, полная собственного очарования и перспектив развития.